Святые нашего храма

Святые нашего храма

Жития святых, в честь которых освящены престолы храма.


Святые нашего храма

Главный придел в честь св. пророка Илии (IX в. до Н.Р.).

 

Святые нашего храма

Память: 2 августа

Житие пророка Божия Илии.

  Святой пророк Божий Илия принадлежит к числу наиболее прославленных Богом мужей благочестия ветхозаветной Церкви. Его служение в Израиле происходило за восемь с половиной столетий до Рождества Христова. Родился он в Фесфии Галаадской, в колене Левиином и, по церковному преданию, на которое ссылается святитель Епифаний Кипрский, отец новорожденного видел Ангелов Божиих, пеленавших младенца огнем и влагавших в уста его пламень. Во времена распространения крайнего нечестия в Израиле при царе Ахаве "восстал Илия пророк как огонь, и слово его горело как светильник" (Сир. 48, 1). Пророк мужественно и с великой ревностью противостоит культу Ваала, начало распространению которого было положено вскоре после смерти царя Соломона, когда его царство разделялось на Израиль и Иудею. Цари Израиля, боявшиеся утратить власть, стремились оторвать свой народ от Иерусалимского храма. Такое отделение вело к забвению израильтянами Единого Бога и замене Его языческими богами.

  Уже первый из израильских царей Иеровоам построил в Дане и Вефиле два святилища, где народ мог служить своему Богу в образе золотого тельца. Возмущенные левиты покинули пределы Израильского царства, и царь "поставил священников из народа, которые не были из сынов Левииных" (3 Цар. 12, 31; 2 Пар. 11, 14). Этим в Израиле уничтожилось богоучрежденное священство, и защитниками истинных понятий о Боге остались только пророки. Преемники Иеровоама продолжали "ходить путем его и во грехах его" (3 Цар. 15, 34), усиливая идолослужение. Мера беззакония исполнилась при царе Ахаве, который в угоду жене-язычнице Иезавели построил в столице Израиля Самарин храм и жертвенник Ваалу и устроил дубраву в честь Астарты. Иезавель, будучи дочерью языческого жреца и фанатичной идолопоклонницей, истребляла пророков Господних и содержала при своем дворе большой штат служителей нового культа. Культ Ваала, пришедший через Финикию из Вавилонии и включающий в себя поклонение солнцу и производительным началам природы, отличался особенным нечестием. От слова Ваал евреи позднейшего времени произвели имя сатаны - Веельзевул, означающее "бог навоза", так как служение ему сопровождалось крайними мерзостями и распутством.

  "Многие волхвования Иезавели" (4 Цар. 9, 22) и пророков Ваала, а также чувственность их культа развратили израильтян. В этот момент и выступил на свое служение пророк Илия. Он предстал перед царем Ахавом и объявил, что в посрамление нечестивого культа изобилия и в наказание за него не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по молитве самого пророка. Слова, произнесенные пророком Илией, заключили небо, и народ начал страдать от нестерпимого солнечного зноя и голода. Пророчество особым образом связало жизнь самого Илии с жизнью окружающего мира - в случае гибели пророка все живое погибло бы от засухи.

  Господь по своему милосердию послал пророка Илию в сокровенное место у потока Хораф, сохраняя его там от рук Иезавели, и вороны приносили пророку пищу. Через год поток Хораф высох от бездождия, но не уменьшилась ревность пророка, горевшего желанием истребить всех беззаконников и возвратить израильтян к истинному Богопочитанию. Тогда Господь посылает пророка Илию за пределы Израиля, в Сарепту Сидонскую, к бедной вдове, ожидавшей вместе с детьми голодной смерти. Удивительная кротость вдовы, ее вера в Промысл Божий и послушание слову пророка представляют в ее лице, по толкованию блаженного Феодорита, прообраз церкви из язычников. Чтобы накормить пришедшего к ней пророка, Сарептская вдова отдает ему свой последний кусок хлеба, и пророк Илия совершает два чуда по вере ее. Запасы хлеба и масла в доме вдовы сделались неиссякаемыми, а ее умерший сын был воскрешен.

  По прошествии трех с половиной лет засухи Господь послал пророка Илию к царю Ахаву для прекращения бедствия. Царь, не перестававший разыскивать Илию в Израиле и за его пределами, был удивлен приходом пророка и выполнил его повеление собрать весь израильский народ и всех служителей Ваала. Когда израильтяне и пророки Ваала собрались на горе Кармил, название которой означало "виноградник Божий", пророк Илия сказал народу: "долго ли вам хромать на оба колена? Если Господь есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал, то ему последуйте" (3 Цар. 18, 21). Народ молчал, сознавая неправильность своего богопочитания и свое незнание того, кто есть Господь. Тогда пророк Илия в знамении дает Израилю откровение о Боге, предвосхищающее события новозаветного времени. Он предлагает привести Господу две жертвы всесожжения - одну от себя, а другую от пророков Ваала. Жертва всесожжения в Израиле приносилась людьми, уже примиренными с Богом посредством жертв очищения. Она выражала полноту предания себя Богу и прообразовала всесовершенную жертву Христову. Но существом предложения пророка Илии было отсутствие огня на жертвеннике, чтобы Сам Господь огнем с неба освятил и потребил угодную Ему жертву.

  Первыми приступили к жертвоприношению пророки Ваала: они взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно - небо молчало. Когда подошло время вечернего жертвоприношения, пророк Илия воздвиг жертвенник Господень из 12 камней, по числу колен Израилевых, окружил его рвом, возложил жертву на дрова и, знаменуя тайну Пресвятой Троицы, приказал трижды возливать на жертвенник воду, приносимую к нему четырьмя водоносами. И когда вода полилась вокруг жертвенника, отовсюду окружив его, святой пророк воззвал: "Господи Боже Авраама, Исаака и Иакова! Услыши меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают все люди сии, что Ты Един Бог Израилев и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему". Велика была верность Господу пророка Илии, велика была и сила его молитвы. "Ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве" (3 Цар. 18, 38), и весь народ, видя происходящее, упал на лица свои и сказал: "Воистину Господь есть Бог". Тогда пророк Илия повелел схватить всех служителей Ваала, умертвил их и бросил в поток Киссон, бегущий в Великое море, очистив тем самым землю от скверны нечестивого культа. После чего по молитве пророка небо отверзлось и пошел обильный дождь.

  Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель, узнав о том, что произошло на горе Кармил, стала добиваться смерти пророка Божия, и Илии пришлось вновь покинуть Израиль. Он пришел в пустыню и, видя, что даже великие чудеса не могут обратить народ, стал просить себе у Бога смерти. "Довольно уже, Господи, - говорил Илия, - я не лучше отцов моих!". Но господь уготовил для Своего верного служителя "путь, еще превосходнейший" (1 Кор. 12, 31) и послал Ангела Своего подкрепить Илию пищей перед предстоящей ему дорогой. Затем пророк в посте и молитве шел 40 дней и ночей к горе Божией Хорив, на которой Господь заключил завет с Израилем. На священной горе пророк Илия остро ощущал оставление завета израильтянами и скорбел о том, что попускается беззаконие и поношение пресвятого имени Господня. Не вполне постигая Промысл Божий о спасении мира, он говорил Богу: "Остался я один из Твоих пророков, но и моей души ищут, чтобы отнять ее". Тогда Господь явил пророку Илии Свое совершенство. Своему грозному пророку, желавшему погибели всех нечестивых, Господь явился не в буре, не в землетрясении, и не в огне - все эти страшные знамения всемогущества Божия только предваряли явление Господне - но в веянии тихого ветра. Блаженный Феодорит говорил, что тем самым Господь открыл пророку Илии, что Он за лучшее признал управлять родом человеческим с кротостью и долготерпением. При этом Бог открыл Своему пророку, что Он сохранил в Израиле семь тысяч мужей, не поклонившихся Ваалу, и повелел Илии предназначить на израильское царство достойного мужа по имени Ииуя, а юношу Елисея помазать во пророка - преемника себе.

  Пророческое служение святого пророка Илии продолжалось еще несколько лет и завершилось его восхождением на Небо в огненной колеснице. Пророк Елисей, видя огненное вознесение Илии во плоти, воскликнул: "Отец мой, колесница Израиля и конница его!" В каноне пророку Божию Илии Святая Церковь прославляет его как "воздушного воина". Жизнь святого пророка Илии описывается в Ветхозаветных книгах (3 Цар.; 4 Цар.; Сир. 48, 1-15; 1 Мак. 2, 58). Во время Преображения Господня на горе Фавор святые апостолы видели пророка Илию беседовавшим со Спасителем о Его исходе в Иерусалиме (Лк. 9, 30). По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Страшного Второго Пришествия Христа на землю и, приняв во время проповеди телесную смерть, уже не только как пророк, но и как мученик, удостоится в лике святых большей, чем теперь чести и славы от  Бога.

(Акафистник, том 2: Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994)

 

Тропарь: прор. Илии

глас 4:

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, / свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти / и прокаженных очищати, / темже и почитающим его точит исцеления.

 

Величание:

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, / и чтим, еже на Небеса / на колеснице огненней, / преславное восхождение твое.

Молитва первая.

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наши дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.

Аминь.

Молитва вторая.

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умаляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.

Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков.

Аминь.

Молитва от голода пророку Божию Илии.

Во плоти ангел, пророков основание, второй предтеча пришествия Христова, Илия славный, от ангела пищу приемый и вдовицу в годину глада напитавый, и нам, почитающим тя, благодатный питатель буди.

 

 

Святые нашего храма

Придел св. вмч. Параскевы Пятницы.

 

Святые нашего храма

Память: 10 ноября

Житие святой великомученицы Параскевы Пятницы

 

  В то время, когда нечестивый царь Диоклетиан стал гнать христианскую веру, в городе Иконии жила благородная и красивая девица Параскева. Ее родители были христианами и научили дочь соблюдать заповеди Божии и святую веру. Умерли они рано. В наследство дочери досталось большое имение.

  Достигнув совершеннолетия, Параскева стала подражать вере и делам своих родителей: тратила имущество на одеяние нагих, пропитание голодающих. Девушка не обращала внимания на женихов и хотела быть невестою одного лишь бессмертного Жениха, Иисуса Христа. Его Пресвятое имя она постоянно исповедовала перед людьми. Некоторые от ее слов уверовали во Христа, другие злословили святую. Параскева же смело проповедовала пред ними слово Божие и изобличала суетность веры в бездушных идолов. За это язычники однажды схватили ее, предали побоям и посадили в темницу.

  В это время в Иконию пришел некий военачальник. Он был прислан императором Диоклетианом, чтобы истребить местных христиан. Граждане встретили его и обратились к нему со словами:

- Светлейший военачальник, в нашем городе есть девица, которая верует в Распятого Христа и проповедует Его. Она не перестает произносить хуления на изображения наших богов и на самодержца. Как только мы услышали царский приказ казнить всех не поклоняющиеся богам, то схватили девицу и держим ее в темнице.

  Выслушав их, военачальник велел привести святую Параскеву к себе на суд. Когда святая мученица шла на судилище, ее осенил Святой Дух: лицо Параскевы сделалось светлым, так что все смотрели на нее, удивлялись и говорили:

- Смотрите! Она совсем не печальна, лицо ее даже сияет.

На суде военачальник удивился красоте и благородству ее лица и сказал предстоящим:

- Вы напрасно оклеветали эту прекраснейшую девушку: невозможно погубить такую солнцеобразную красоту.

А Параскеву спросил:

- Девица, скажи нам свое имя.

- Я христианка, раба Христова, - отвечала Параскева.

- Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, а исходящие из твоих уст слова возмущают до глубины души!

- Всякий справедливый правитель, слыша правду, радуется, - отвечала Параскева, - а ты прогневался.

  Я потому гневаюсь, - сказал военачальник, - что не получил от тебя ответа. Я спросил тебя о твоем имени, а ты мне его не сказала.

- Прежде всего, мне надлежало сказать мое имя по Вечной Жизни, а уже потом по жизни временной. По Вечной Жизни я христианка, раба Христова, а по временной родителями наречена Параскевой, так как родилась в пятницу. Мои родители всегда почитали день, в который пострадал Господь наш Иисус Христос, постом, молитвами и милостынями. Они верили: по любви к роду человеческому Христос положил за нас на Кресте Свою жизнь. И Бог даровал им плод честного их супружества – меня, недостойную рабу Свою, - именно в тот день, который они добродетельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки. Родители дали мне имя Параскева, которым именуется этот день. Я – общница страстям Христовым.

- Перестань говорить безумные слова, - сердито произнес военачальник. – Лучше принеси жертву нашим богам, и я возьму тебя в жены. Ты сделаешься обладательницей большого богатства, и многие тебя будут величать на земле.

  Но святая была непоколебима:

- Я имею Жениха на Небе, Иисуса Христа, и в ином муже не нуждаюсь.

- Я помилую твою красоту и пощажу твою молодость, - продолжал убеждать ее военачальник.

- Не щади временной красоты, - сказала святая, - сейчас она цветет, а наутро увянет; помилуй лучше себя, потому что тебя ожидает вечное мучение.

  Военачальник разгневался, приказал разодрать на ней одежды и бить ее суровыми жилами. В то время как били святую, она не испустила ни одного звука. Сердцем она взывала ко Христу, испрашивая у него помощи в мучениях. Военачальнику было жаль губить красоту святой Параскевы. Он вновь подошел к ней и стал кротко убеждать ее:

- Девица! Пощади свою юность! Принеси жертву богам – и будешь жива и удостоишься от нас большого почета.

  Параскева ничего не ответила. Военачальник рассердился:

- Мне ли ты, злое христианское отродье, не отвечаешь?

  Но Параскева молчала. Тогда мучитель, страшно рассвирепев, приказал повесить святую на дереве и нещадно терзать ее тело железными когтями и растирать власяницей раны. Тело святой было изодрано до костей. Правитель решил, что мученица скоро умрет, снял ее с дерева и отправил в темницу. В полночь, когда Параскева лежала еле живая от жестоких ран, ей явился Ангел. Плечи и грудь его были перепоясаны крестообразно золотым поясом, в руках он держал орудия Христовых страданий: крест, терновый венец, копие, трость и губу. Ангел сказал ей:

- Девица, общница Христовым страстям, восстань! Я прислан посетить тебя. В утешение я принес орудия страстей Господа нашего. Взгляни на них: вот крест и терновый венец нетленного Жениха; посмотри на копие, которое пронзило животворящие ребра, на трость, написавшую прощение грехов всего мира, на губу, которая стерла Адамов грех. Восстань! Христос Господь исцеляет тебя!

  И мученица поднялась, как бы ото сна. Ангел отер губкой все раны святой мученицы, и все ее тело стало крепким и здоровым, а красота лица стала еще более поразительной. Она с благоговением приложилась к орудиям Христовых страстей и прославила Бога.

 Утром пришли темничные стражи и нашли Параскеву здоровой на молитве. Военачальник, увидев ее, удивился. Он не ожидал, что она останется живой от ужасных ран.

- Параскева, ты видишь, как наши боги пощадили твою красоту и даровали тебе жизнь? – сказал он.

  Святая попросила:

- Покажи тех, кто дал мне жизнь!

  Военачальник обрадовался, решил, что Параскева хочет поклониться идолам, и послал ее в храм своих богов. Когда они вошли в храм, Параскева мысленно помолилась Богу и, схватив за ногу идола Аполлона, сказала:

- Я тебе, бездушному, и остальным тленным идолам говорю: так приказывает вам Господь мой Иисус Христос - падите все вы на землю и превратитесь в прах.

  По слову святой все идолы пали и рассыпались. В страхе люди выбежали из идольского храма и воскликнули: «Велик Бог христианский! Жрецы же погибших идолов пришли к военачальнику с плачем:

- Мы говорили тебе: «Умертви эту волшебницу, она обольщает народ». А ты не послушал нас, и вот теперь своим волхвованием она сокрушила всех наших богов.

  В ярости военачальник стал допрашивать святую Параскеву:

- Какими волхвованиями ты сделала это?

  Святая отвечала:

- С именем Господа нашего Иисуса Христа на устах я вошла в храм богов ваших и так помолилась Богу моему: «Явись мне, Спаситель мой, Ты, Который даровал мне жизнь». И Сам Господь явился мне, а твои боги от страха затрепетали, упали на землю и разбились. Они не смогли помочь себе. Так как помогут другим?

  И вновь военачальник приказал повесить Параскеву на дереве и опалять ее тело свечами. А святая молилась Богу: «Господь и Бог мой, Создатель и Промыслитель всей твари! Ты прохладил горящую печь трем отрокам, Ты избавил от огня первомученицу Феклу, спаси же и меня, недостойную, от рук этих мучителей».

  Внезапно явился Ангел и прикоснулся к свечам. Запылал такой сильный огонь, что истребил многих беззаконников. А народ восклицал: «Велик Бог христианский!».

  В тот день во Христа уверовало много народа. Военачальник заметил, что люди волнуются, испугался, как бы против него не восстали, и поспешно приказал усекнуть святую мечом. В тот момент, когда Параскеве отсекли голову, некоторые слышали голос на небе: «Радуйтесь, праведники, так как венчается мученица Параскева!». Так святая отошла к своему Жениху. Неся вместо елея кровь свою, она поселилась с мудрыми девами в Чертоге Христовом.

  Христиане взяли тело святой и с благоговением погребли в ее доме.

  На другой день утром беззаконный военачальник выехал на охоту, но конь внезапно рассвирепел и сбросил его в овраг. Военачальник разбился и умер.

  Святая же и чистая душа мученицы Параскевы отошла к Господу, и от честных ее мощей подавались многие исцеления болящим во славу Господа нашего Иисуса Христа. Со временем имя святой мученицы Параскевы Пятницы для православных людей приобрело огромное значение. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. Иконы святой великомученицы Параскевы охраняют семейное благополучие и счастье. По молитвам святой совершаются исцеления от самых тяжелых душевных и телесных недугов. 



Тропарь, глас 4


Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, / мужескую крепость приемши, / женскую же немощь отвергши, / диавола победи, и мучителя посрами, / вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте, и огнем сожгите, / аз бо радующися иду ко Христу, Жениху моему./ Тоя молитвами, Христе Боже, / спаси души наша.

 

Кондак, глас 3

Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вено пречестное Безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси, и победила еси демонския козни: сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево, многострадальная.



Величание


Величаем тя, страстотерпице Христова Параскево, и чтим честное страдание твое, еже за Христа претерпела еси.

Молитва
О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О великая угодница Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощны есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствоваши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми Небесными Силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Святые нашего храма

Придел прп. Нила Столобенского.

 

Святые нашего храма

Память: 27 мая; 20 декабря

Житие преподобного Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский родился во второй половине XV века в одном из селений Деревской Пятины Жабенского погоста в Новгородской земле (в некоторых текстах Жития преподобного его родиной называется самое селение Жабна — центр погоста или волости). Благочестивые родители воспитали его в страхе Божием, в любви к молитве и чтению душеполезных книг. После их кончины около 1505 года преподобный принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) в обители преподобного Саввы Крыпецкого (+ 1495; память 28 августа). После принятия иночества святой Нил мужественно вооружился против внутренних страстей диавола. С усердием исполняя все возложенные на него послушания, он беспрекословно повиновался игумену. Во всех поступках преподобный Нил проявлял смирение, кротость и незлобие. Укротив страсти, смирив плоть постом и бдением и омыв душу слезами, он сделался избранным сосудом Святого Духа.

Чтобы избежать мирской славы, преподобный Нил в 1515 году испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства. Полагаясь на указание Божие, преподобный прошел много необитаемых мест и наконец, придя в Ржевскую землю, избрал пустынное лесистое место близ реки Серемхи (или Черемхи). Поставив небольшую келью, святой предался подвигам непрестанной молитвы и воздержания. Пищей служили желуди и другие плоды леса. Бесы, чтобы устрашить святого и прогнать его из пустыни, являлись ему в виде свирепых зверей и гадов. Они с пронзительным свистом и шипением устремлялись на него, но святой подвижник отгонял их молитвой и крестным знамением. Не имея возможности изгнать преподобного из пустыни, бесы научали злых людей причинять ему вред. Однажды к святому отшельнику пришли разбойники, думая найти у него какие-либо сокровища. Узнав об их приходе, преподобный Нил сотворил молитву и вышел им навстречу с иконой Божией Матери в руках. Разбойникам показалось, что с преподобным идет множество вооруженных людей. Они испугались и стали просить у святого прощения. Святой Нил с любовью принял их покаяние и отпустил с миром.

Через 13 лет, по устроению Промысла Божия, имя преподобного Нила стало известно во многих окрестных селениях. Многие стали приходить к нему за благословением, наставлениями и советами. Подвижническая жизнь святого отшельника вызвала мирскую хвалу, и это крайне огорчало смиренного инока. В ночных молитвах он со слезами просил Пресвятую Богородицу наставить его на путь уединенных подвигов.

Однажды в тонком сне преподобный услышал повеление идти на остров Столобный, расположенный на озере Селигер. Переселение преподобного Нила на этот пустынный остров произошло в 1528 году. Первую зиму святой прожил в выкопанной им в горе пещере, а затем построил небольшую деревянную келью и часовню. Враг рода человеческого попытался изгнать святого и из этого места, являясь ему и угрожая бедами. Он научил и окрестных поселян вредить подвижнику. Никому ранее не нужный остров вдруг стал необходим жителям соседних с ним селений, и они решили вырубить на нем лес и распахать

пашню. Срубленный же лес подожгли, надеясь, что вместе с ним сгорит и келья святого. Но когда огонь бушевал по острову и приблизился к жилищу преподобного Нила, по молитве святого пламя погасло. Как и в Серемской пустыни, на преподобного Нила напали разбойники, требуя сокровищ. Святой сказал им, что его сокровище находится в углу кельи — там стояла икона Божией Матери. Бросившись туда, разбойники ослепли. Раскаявшись в злых замыслах, они по молитве святого прозрели.

После продолжительной и усиленной борьбы со страстями и диаволом преподобный Нил удостоился от Господа дара духовного прозрения и рассуждения. Благодаря наставлениям преподобного многие люди исправляли свою жизнь, по его молитвам они получали помощь от Бога и утешение. По молитвам святого укрощались волны на Селигере и застигнутые бурей рыбаки спасались от смерти. 27 лет прожил преподобный Нил на Столобном, с великим терпением перенося всякие напасти, скорби и лишения. Особым подвигом святого Нила было то, что он не ложился для сна, но спал сидя, оперевшись на два больших деревянных крюка, вбитых в стену кельи. За несколько лет до кончины преподобный Нил выкопал в часовне могилу и поставил в ней гроб, к которому приходил каждый день и оплакивал свои грехи.

Преподобному Нилу было открыто время его кончины —7 декабря 1554 года. Незадолго пред тем святого посетил его духовник — игумен Раковского Николаевского монастыря Сергий и причастил преподоб-ного Нила Святых Христовых Тайн. Преподобный предсказал возникновение иноческой обители на месте своих подвигов. Перед блаженной кончиной он окадил келью, а затем мирно почил сидя, оперевшись на деревянные крюки. Когда пришли братия Рожковской обители, то в келье святого почувствовали благоухание, а лик почившего сиял необыкновенным светом. Его погребли в приготовленном им гробе.

После кончины преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Игуменом Антонием и иноком Германом над могилой преподобного была устроена гробница, у которой еще до основания обители совершались исцеления болящих. Около 1590 года инок Герман поселился на острове, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра (1576-1591) они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (+ 1557; память 2 августа).

Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был иеромонах Герман.

В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598—1600 годах Филофей Пирогов, инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихиры и канон святому и написал его житие.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного Нила. По благословению митрополита Новгородского Питирима (на Новгородской кафедре с 1664 по 1672, затем — Патриарх Всероссийский; ( 1673) в этот день было установлено ежегодное празднование обретения святых мощей преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме. 30 октября 1669 года в новом каменном храме были освящены приделы во имя святого апостола Иоанна Богослова и блаженного Василия, Христа ради юродивого. Святые мощи преподобного Нила поставили в первом приделе, а 9 апреля 1671 года перенесли их в главный Богоявленский храм (после его освящения). С 17 мая 1756 года ежегодно стало совершаться торжественное обнесение святых мощей вокруг монастыря, позднее — крестный ход из города Осташкова. Сохранилось описание многочисленных исцелений, совершившихся у гробницы преподобного Нила по его святым молитвам. Ныне святые мощи преподобного Нила почивают в Знаменском храме в городе Осташкове Тверской епархии.

 

Прп. Нилу  Столобенскому

Тропарь:  глас 4

Яко  светильник  всесветел / явился  еси во  острове  Селигера  езера,/ преподобне  отче  Ниле:/ ты бо  крест  Христов / от  юности  твоея  на  рамо  взем ,/ усердно  тому  последовал  еси ,/ чистотою  Богови  приближився,/ отонудуже  и  чудес  дарованием  обогатился  еси./ Тем и мы притекающее  к  раце  мощей  твоих,/ умильно  глаголем:/ отче  преподобне,/ моли  Христа  Бога,// спастися  душам  нашим.

 

Величание.

Ублажаем  тя, преподобне  отче  наш  Ниле, и  чтим  святую  память  твою, наставниче  монахов  и  собеседниче  Ангелов.

Молитва

О великий угодниче, преславный чудотворче, собранного зде о тебе стада Христова бодрый пастырю, и обители сея Богом данный начальниче, Ниле всеблаженне! Душею на Небеси Престолу Божию предстояй и Троичны славы наслаждаяйся, телом же на земли в божественнем храме сем почиваяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия честней твоей рацее люди, и просящия сильныя твоей помощи. Се бо мы в безмерных согрешениих осквернившиися, и в тине страстей присно валяющиися, праведный гнев Божий на себя наведохом, и всякия милости недостойны сотворихомся: темже и не смеющее возвести очес наших к высоте Небесней, ниже вознести молебный глас, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе в ходатайство и пособие призываем, Ты убо, яко стяжавый дерзновение, воздвигни горе преподобныя твоя руце, якоже иногда чудный оный Моисей Боговидец Амалика побеждаяй, и простер ко Господу Творцу всех и Богу теплую свою молитву о народе нашем непреоборимую на невидимыя и видимыя враги победу, здравие нерушимое, лет долготу, мир во днех их, Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави же всех верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благоговейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских. Буди печальным утешитель, недугующим врач, напаствуемым помощник, нагим покровитель, вдоицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий, и исходатайствуй всем крепкия помощи твоея усерднее требующим вся яже ко спасению полезная. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременного жития нашего безбедне совершим, улучим же на Небеси нескончаемый покой, и прославим купно с тобою всех благих Дателя   Единаго в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

 

Святые нашего храма

Святыни храма.

Иконы:

Список иконы Богородицы Всецарица с частичкой, освящённой на св. Поясе Пресвятой Богородицы

Уменьшенная копия иконы блж. Матроны Московской с мощами.

Прп. Сергия Радонежского (остановившая пожар в зимнем храме 3 ноября 2009 года, также уцелела икона Богородицы Казанская в латунном окладе).

Мощи:

Частица, освящённая на поясе Пресвятой Богородицы

прп. Нила Столобенского

блж. Матроны Московской

свт. Спиридона Тримифунтского

прп. Агафона Печерского

св.прав. Иоанна Кормянского

св. равноап. Константина, царя

Святые нашего храма

 

Святые нашего храма